Базовая цена технология — 400 очков. Каждый университет снижает эту цену на 5%, то есть 20 очков (в ролике у Испании 2 университета в 1579 г.) Модификатор «Закон о богохульстве» даёт +5% к стоимости технологий (такой модификатор был в EU3, ставился по решению, и давал -6% к цене миссионера и +5% к стоимости стабильности). Итого Испания имеет -5% к стоимости техов и вместо 400 очков платит 380 на прокачку технологии. При этом у Испании есть советник Мигель де Веласко, который снижает на 10% стоимость военных технологий, из-за чего за военные техи Испания платит уже 340 очков. Удалось выяснить, что это военачальник 2 ранга (а ранг у советников теперь меняется от 1 до 3), то есть самый крутой советник 3 ранга даст -15% в стоимость технологий, не хило так.
Флот теперь относится к дипломатии (впрочем, об этом было известно и ранее), и в интерфейсе (для дипломатических и военных техов) прямо пишется, какой тип юнитов доступен сейчас стране. При наведении мышкой на строчку с родом войск/кораблей во всплывающей подсказке показываются все доступные типы полков для данного рода войск/кораблей, с указанием уровня, на котором они становятся доступны, причём уже открытые выделены зелёным, а пока ещё не открытые — красным. Очень информативно и понятно. Причём в каждом следующем уровне технологий под названием технологии (и её уровнем) показываются иконки того, что станет доступным при открытии этой новой технологии. Например, у 14-го уровня административных технологий мы видим иконку группы идей (и этот тех действительно даёт возможность открыть новую группу идей) плюс две иконки зданий (это ратуша и казначейство). У 14-го дипломатического теха мы видим иконку галеры — и справа в интерфейсе иконка галеры рядом с используемым типом кораблей окружена рамкой, символизируя нам, что при открытии этого уровня мы получим новый тип галер. Аналогично и у военных технологий.
Любопытно, что в линкорах теперь 5 типов, тогда как в EU3 было 6 — пропал двухпалубный линкор (был на 32 техе, между военным галеоном на 26 и трёхпалубником на 38). Каравелла, как видно по скрину, стала фрегатом, таким образом, вместо каракки теперь ранняя каракка, а вместо каравеллы — каракка. Вот сводная таблица изменений:
Корабль | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Каракка / Ранняя каракка | 3 уровень | 3 уровень | 0 уровней |
Каравелла / Каракка | 11 уровень | 9 уровень | -2 уровня |
Галеон | 22 уровень | 15 уровень | -7 уровней |
Военный галеон | 26 уровень | 19 уровень | -7 уровней |
Двухпалубный линкор | 32 уровень | — | — |
Трехпалубный линкор | 38 уровень | 25 уровень | -13 уровней |
Фрегатов теперь 5 типов, как и линкоров (в третьей «Европе» было 4): каравелла встала посередине между барком и ранним фрегатом.
Корабль | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Барк | 10 уровень | 2 уровень | -8 уровней |
Каравелла | — | 9 уровень | — |
Ранний фрегат | 23 уровень | 15 уровень | -8 уровней |
Фрегат | 27 уровень | 19 уровень | -8 уровней |
Тяжелый фрегат | 33 уровень | 23 уровень | -10 уровней |
Галер по-прежнему 4 типа:
Корабль | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Галера | 2 уровень | 0 уровень | -2 уровня |
Галеас | 21 уровень | 14 уровень | -7 уровней |
Шебека | 31 уровень | 21 уровень | -10 уровней |
Прибрежный фрегат | 37 уровень | 24 уровень | -13 уровней |
Аналогично с транспортами, их тоже 4 типа:
Корабль | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Когг | 1 уровень | 0 уровень | -1 уровень |
Флейт | 14 уровень | 10 уровень | -4 уровня |
Торговое судно | 25 уровень | 17 уровень | -8 уровней |
Ост-индское судно | 35 уровень | 26 уровень | -9 уровней |
Интересно, как изменилось производство — оно теперь завязано на административные технологии, причём нет больше незначительных повышений по 1-2% за каждый тех. Теперь базово производство равно 5%, и дальше изменяется на 5-10% на определённых техах. Вот полная таблица:
Эффективность производства | Уровень |
---|---|
5% | 0 уровень |
10% | 2 уровень |
20% | 3 уровень |
30% | 6 уровень |
40% | 9 уровень |
50% | 13 уровень |
60% | 21 уровень |
70% | 23 уровень |
80% | 25 уровень |
90% | 28 уровень |
100% | 30 уровень |
110% | 32 уровень |
Очень напоминает вторую «Европу», где была технология «Инфраструктура», состоящая из 11 уровней, с базовым уровнем производства в 20%, который затем повышался на 5-10% с каждым техом.
Аналогичная ситуация с эффективностью торговли. Теперь она завязана на дипломатические технологии, и изменяется на 10% при достижении определённого теха:
Эффективность торговли | Уровень |
---|---|
10% | 0 уровень |
20% | 2 уровень |
30% | 5 уровень |
40% | 10 уровень |
50% | 16 уровень |
60% | 17 уровень |
70% | 21 уровень |
80% | 24 уровень |
90% | 28 уровень |
100% | 30 уровень |
110% | 32 уровень |
Тоже напоминает вторую «Европу», где было 11 уровней торговли, с базовой эффективностью в 20%, которая повышалась потом на 5-10% с каждым новым техом.
Идеи, естественно, завязаны на административные технологии, и 8 групп идей открываются на следующих уровнях:
Число групп идей | Уровень |
---|---|
1 | 4 уровень |
2 | 7 уровень |
3 | 10 уровень |
4 | 14 уровень |
5 | 17 уровень |
6 | 22 уровень |
7 | 26 уровень |
8 | 29 уровень |
Как было заявлено ранее, всего будет 16 групп идей, из которых можно будет выбирать себе 8 групп, для открытия идей внутри которых будет использована определённая группа очков монаршего влияния. На видео удалось посмотреть, что следующие группы идей будут требовать такой тип влияния:
Группа идей | Тип монаршего влияния |
---|---|
Власть знатных | Военное влияние |
Инновации | Административное влияние |
Религия | Административное влияние |
Шпионаж | Административное влияние |
Дипломатия | Дипломатическое влияние |
Нападение | Военное влияние |
Оборона | Военное влияние |
Торговля | Дипломатическое влияние |
Исследования | Дипломатическое влияние |
Не показали следующие группы идей, но думаю, можно предположить, что у них будет такое влияние (но это только моё предположение!):
Группа идей | Тип монаршего влияния |
---|---|
Власть богатых | Административное влияние |
Экономика | Административное влияние |
Флот | Дипломатическое влияние |
Качество | Военное влияние |
Количество | Военное влияние |
Экспансия | Дипломатическое влияние |
Управление | Административное влияние |
Также удалось зацепить следующие идеи:
Группа идей | Номер | Идея | Эффект идеи |
---|---|---|---|
Инновации | 5 | Организованная вербовка | Время формирования полка -10% |
Шпионаж | 4/5 | Вербовка подозрительных личностей | Влияние тайных операций на отношения -33% |
Нападение | 4 | Превосходящая огневая мощь | Огневая мощь командующих +1 |
Нападение | 5 | Улучшенная маневренность | Маневренность командующих +1 |
Нападение | 7 | Честь мундира | Дисциплина +25% |
В области форм правления никаких особо значимых изменений не произошло. Монархий по-прежнему 8 штук, республик 6, племенных форм — 3. Почти все они сдвинулись на определённое число техов вперёд, что не удивительно, учитывая общее сокращение числа технологий. Есть только пара нюансов:
- Феодальная монархия теперь на одном уровне с деспотией и империей, а раньше она открывалась на 6 уровней позже них.
- В списке нет торговой республики, однако она точно в игре есть (так как на многочисленных видео и скриншотах такой формой правления обладает Венеция). Видимо, доступ к ней просто так не получить.
- Аналогично, в списке доступных форм правления нет теократии, видимо, у ней тоже особые условия. Весьма вероятно, что данные формы правления будут у некоторых стран на старте, а вот чтобы перейти в них после начала игры — либо придётся попотеть, либо это будет невозможно.
Ниже в таблицах приведены все представленные в видео формы правления и их технологические уровни:
Монархии | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Деспотия | 2 уровень | 2 уровень | 0 уровней |
Феодальная монархия | 8 уровень | 2 уровень | -6 уровней |
Империя | 2 уровень | 2 уровень | 0 уровней |
Административная монархия | 18 уровень | 12 уровень | -6 уровней |
Абсолютная монархия | 27 уровень | 20 уровень | -7 уровней |
Конституционная монархия | 32 уровень | 22 уровень | -10 уровней |
Просвещенный абсолютизм | 51 уровень | 29 уровень | -22 уровня |
Революционная империя | 61 уровень | 31 уровень | -30 уровней |
Республики | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Дворянская республика | 10 уровень | 7 уровень | -3 уровня |
Административная республика | 19 уровень | 12 уровень | -7 уровней |
Республиканская диктатура | 28 уровень | 20 уровень | -8 уровней |
Конституционная республика | 47 уровень | 26 уровень | -21 уровень |
Бюрократическая деспотия | 55 уровень | 29 уровень | -26 уровней |
Революционная республика | 61 уровень | 31 уровень | -30 уровней |
Племенные | «Европа 3» | «Европа 4» | Дельта |
---|---|---|---|
Племенная деспотия | 0 уровень | 0 уровень | 0 уровней |
Племенная федерация | 0 уровень | 0 уровень | 0 уровней |
Племенная демократия | 0 уровень | 1 уровень | +1 уровень |
Показали нам новое окно армии, выглядит красиво:
Продемонстрировали и новое окно провинции (чужой, правда) — и выглядит оно гораздо лучше того, что было в третьей «Европе». Оно стало компактнее, и при этом более информативнее: не только видна основная информация по провинции (культура, население, доход, религия, щиты и т.п.), но и информация по зданиям, а главное — их эффектам! При этом большая часть информации (число рекрутов, риск восстания, лимит снабжения и т.д.) разнесена по отдельным категориям в соответствии с типами зданий. Появились новые данные, которые раньше были видно только во всплывающих подсказках (как, например, наиболее вероятные повстанцы, защита крепости), или которых раньше вообще не было (скорость формирования полка и т.п.). А главное — убрали окно со списком дипломатических действий!
Теперь для дипломатии отдельная кнопка в дополнительном интерфейсе справа, где, кроме того, показывают основную информацию по стране (в самом интерфейсе и во всплывающих подсказках) — монарха и его статы, престиж страны, технологии, стабильность, число идей и т.д. Плюс в виде иконок показывают различные дипломатические статусы страны (с кем, к примеру, у них мирный договор).
Дипломатические действия, как уже говорилось, объединены в отдельные группы действий. Здесь есть как старые, уже знакомые механизмы, так и новые.
Союзные действия:
- Сформировать коалицию (новое)
- Предложить военный союз
Действия на влияние:
- Принудить к миру (новое)
- Гарантировать независимость
- Расширить влияние
Действия на отношения:
- Улучшить отношения (новое)
- Сделать предупреждение
- Нанести оскорбление
Династические действия:
- Заключить династический брак
- Предложить стать вассалом
- Выдвинуть претензии на трон
Тайные операции (бывшие шпионские действия):
- Сфабриковать претензии
- Посеять недовольство
- Поддержать восстание
- Подорвать репутацию
- Проникнуть в администрацию
Любопытно, что таких действий всего 5, тогда как раньше было 19 (это если не считать специфичных японских). Удивляться этому не стоит, разработчики ведь обещали многое убрать, что-то заменить, что-то перенести в дипломатию.
Из интересного здесь стоит отметить 2 момента:
- Чтобы посеять недовольство, нужна будет какая-то определённая идея (напротив этой акции всплывал тултип, что «у вас нет подходящей идеи для этого»).
- Фабрикация претензий (получение щита на соседнюю прову) теперь займёт 365 дней, в течение которых ваш дипломат будет полностью занят (и вы не сможете отправить его на другую акцию). При этом, если он будет обнаружен, то вся процедура пойдёт насмарку (и щит вы не получите), а Франция «огорчиться» таким нашим поведением.
Экономические действия:
- Наложить запрет на торговлю
- Сделать подношение
- Предложить заём
- Назначить военные субсидии
- Продать провинцию
Есть ещё действия по получению доступа, но что именно туда входит, показано не было (хотя очевидно, что там будут действия по получению/предоставлению прохода войск, права на базирование флота и т.д.)
Напоследок, новый экран итогов битвы:
Интересно, как поменялось отображение параметров командующих руководивших битвой.