Крестоносцы: Так Хочет Бог! – Краткий обзор
Крис Кинг и Йохан Андерссон
1 – Интерфейс
1.1 Система
Продвинутые пользователи могут воспользоваться оконным режимом ДВ. Для этого необходимо просто использовать в качестве параметра команду “WINDOW”.
ДВ поддерживает любые разрешения, однако, за пределами окна режима карты у вас появятся черные рамки, если разрешение будет выше 1024×768. Информация о разрешении считывается из файла settings.txt, который вы, безусловно, можете самостоятельно отредактировать.
1.2 Подсказки
Мы включили в игру некоторое количество небольших улучшений, касающихся хода игры и геймплея. В частности, мы добавили систему срочных уведомлений (как это было уже проделано в таких играх, как Виктория: Революции и Европа III), которые бы обращали ваше внимание на определенные события. Например, такое уведомление появится у вас на экране, если ваш правитель получил право захватить какой-либо титул, или же верность его вассала упала ниже 50%. В начале каждого из сценариев ИИ постарается назначить на имеющиеся должности придворных с наилучшими способностями, что сэкономит вам немного времени, так как вам не придется производить эти назначения вручную (особенно, когда в начале игры у вас огромный двор).
Также игра запомнит, кем вы играли, когда сохранялись, и при загрузке сохраненной игры автоматически выберет именно ваш титул.
Мы увеличили сроки, в течение которых вы должны принять какие-либо решения по дипломатическим вопросам, до двух месяцев, что позволит вам хорошенько обдумать все имеющиеся варианты.
Чтобы избавить вас от постоянно появляющихся диалоговых окон, мы добавили новую систему, благодаря которой все эти сообщения будут транслироваться либо в журнале событий главного игрового экрана, либо на карте. Для распространения и открытий новых технологий эта функция включена по умолчанию, что позволило значительно сократить объемы подобного спама особенно в крупных владениях и государствах.
И, наконец, мы добавили новый графический маркер в виде небольшой капли крови, который обозначает всех персонажей, принадлежащих к вашей династии. Таким образом, вы намного быстрее найдете своих родственников.
1.3 Журнал
В ДВ теперь есть свой журнал, который можно использовать в качестве справочника по текущей игре.
Вы ни в коем случае не обязаны использовать журнал, он всего лишь удобное дополнение, не более того. Вы также сможете, дважды щелкнув по персонажу в журнале, открыть его окошко в главном игровом экране. Журнал особенно хорош для отслеживания ваших персонажей. Здесь вы сможете найти себе невест, увидите, какие титулы могут унаследовать члены вашей династии, а также тех персонажей, с которыми могут стрястись и «всякие неприятности».
1.4 Изменения
Мы проделали огромное количество работы по улучшению и преобразованию интерфейса игры. В частности, часть экранов и окон были полностью переделаны вплоть до их местоположения. В некоторые окна добавлены кнопки «Назад», в некоторые мы добавили дополнительные сведения. Например, когда вы выбираете персонажа на свободную придворную должность, рядом с персонажем появится значение его соответствующего навыка. Все это значительно улучшило игровой интерфейс, а вместе с тем и упростило управление и навигацию внутри игры.
1.5 Графика
В игре основательно изменена графика. Мы сделали игру несколько ярче и приятнее глазу. Мы также добавили ряд новых изображений для различных событий.
2 – Взаимоотношения персонажей
2.1 Взаимоотношения между странами.
Теперь каждый двор имеет т.н. значение взаимоотношений с другими дворами (которое варьируется от -200 до +200). Это значение влияет на целый ряд событий в игре. Так, хорошие отношения с соседом позволят вам с ним подружиться, а плохие взаимоотношения с вашими вассалами приведут к тому, что они провозгласят независимость или же развяжут гражданскую войну.
Взаимоотношения изменяются на ежемесячной основе. Тем не менее, на эти показатели могут повлиять и отдельные события, которые являются исключением из этого правила. Предлагая брак или же подношения, вы улучшите свои отношения с правителем, с другой стороны, требуя выдать за себя дочь правителя, или же обнаружение вашего наемного убийцы, вы, безусловно, ухудшаете свои связи с иностранным двором.
2.2 Верность
Отныне все придворные имеют показатели верности своему сюзерену аналогично тем, что ранее имели только вассалы. На верность влияют все те же факторы. Придворные с низким уровнем лояльности склонны покидать ваш двор в поисках лучшей доли, но если они при этом занимают какую-либо должность при дворе, то сначала они попросят у сюзерена прибавки жалованья (что, несомненно, улучшит их верность). Неверный придворный, занимающий должность при дворе, может стать серьезной угрозой сравни сопернику.
2.3 Друзья и враги
По мере взросления персонажа у него появляются друзья и враги. Грубо говоря, друзья и враги – это противоположные значения взаимоотношений между персонажами. Так, друзья-вассалы более лояльны к вам, чем враги, однако оспорить титул врагов легче. Более того, ваши притязания на титулы врагов могут привести к скорейшей войне между ними. Вдобавок ко всему, ИИ по-разному относится к врагам. К слову, враг может активно раздумывать над тем, чтобы подослать наемных убийц к своему недругу, и уж наверняка он захочет воткнуть ему нож в спину, если он ввяжется в какую-либо войну. Сильный сосед-недруг – самая худшая ситуация из всех.
Появление друзей и врагов активируется исключительно через систему событий, как в настоящей жизни вы можете легко поссориться с другом, или напротив преодолеть недопонимание со своим недругом. Все начинается с самых младых ногтей, когда персонажи завязывают дружбу и ссорятся с другими детьми при дворе и своими наставниками. А затем этот процесс продолжается и во взрослой жизни, так как участие в походе может сблизить персонажей, а разногласие с соседом породит вражду и ненависть. Более того, ваши друзья и недруги оказывают существенное влияние на новых. Например, вы можете перенести свою вражду со своего недруга на его сына, или же использовать принцип «враг моего врага – мой друг», чтобы расширить свой круг друзей и союзников.
Дружба и вражда также влияют на ряд событий в игре. Друзья-придворные будут обращаться к вам с просьбами о занятии какой-либо должности, и даже более того – отстаивать интересы своих друзей перед вами, тогда как советник, не испытывающий к вам особой любви, может действовать наперекор вашим желаниям и интересам. Друзья, имеющие владения, отправят вам помощь во время войны, что, безусловно, выгодно. Тем не менее, самое важное, на что вам стоит обращать внимание, — это воздействие, которое оказывают поступки католического государя на мнение Папы о нем. Ваш друг-епископ может испросить у вас помощи, чтобы обеспечить свое избрание Папой, и порой это того стоит. Папа Римский, испытывающий благосклонность к вашему владетелю, могут и отменить ваше отлучение от церкви, тогда враги Папы попадут в опалу и будут вынуждены «идти в Каноссу» по воле Его Святешейства.
3 – Дипломатия
3.1 Притязания
Мы включили в игру дополнительные события, которые убирают притязания, имеющиеся у персонажей. Чем древнее притязание, тем больше шансов, что с этим притязанием придется расстаться. Также, если вы измените закон наследования, то все персонажи, которые ранее были в линии наследования, получат право притязания на ваш титул.
3.2 Вассалитет
Герцоги и графы более не будут присягать на верность государям исторических доменов, то есть правителям тех областей, к которым исторически относились их владения, напротив они получат возможность обдумать различные варианты вассальной клятвы. Факторы, определяющие их выбор, включают в себя культуру, стабильность, веру, мощь державы, расстояние и взаимоотношения.
3.3 Отпрыски
Когда вашему отпрыску исполнится 5 лет, вы сможете отправить ваше дитя к иностранному двору на воспитание. Во-первых, это значительно улучшит отношения между дворами. Во-вторых, отправка ребенка к иностранному двору означает, что вы автоматически теряете контроль над его развитием. Тем не менее, в тоже время у этого ребенка появляется целый ряд, вероятно, хороших событий. Есть и иные последствия вашего решения отправить своего отпрыска в самостоятельное плавание. К примеру, они менее склоны враждовать между собой, что в будущем снижает вероятность возникновения гражданской войны (хотя они, вероятно, и не будут закадычными друзьями). Скорее всего, ваши придворные будут определять отношения ваших детей с другими детьми и придворными. Вы также сможете подружиться с отцом отпрыска, присланного к вашему двору. Помните, однако, что если вы решите воспользоваться моментом и убьете чужого отпрыска, то в худшем случае (если преступление будет раскрыто) вы заработаете черту «братоубийца», так как в христианском мире такой поступок считался более чем отвратительным.
3.4 Религиозные войны
Религиозные войны получили два небольших, но перспективных исправления. Во-первых, отныне невозможно водить войска по землям иноверцев-нейтралов. Во-вторых, захваченные вами провинции иноверцев больше автоматически не становятся вашими, но при этом правитель полководца, руководящего осадой главной крепости провинции, получает право притязания на титул. Это ограничение должно предотвратить безумные с точки здравого смысла и истории завоевания. Но предупреждаем, что монголы подчиняются старым правилам, поэтому не удивляйтесь, если вдруг увидите, что монголы сметают все на своем пути.
3.5 Мирные переговоры
Мирные переговоры были полностью переделаны. С учетом новых правил для религиозных войн вы более не тратите благочестие на заключение мира с иноверцами, к тому же, оно абсолютно не требуется и для начала мирных переговоров. Если ваш сюзерен подписывает мирный договор (или же вынужден его подписать по событию), то все его вассалы так же подписывают мирный договор. И, наконец, мы добавили новую опцию в мирные переговоры, которая позволит вам принести вассальную клятву или же вынудить своего врага принести вассальную клятву вам.
3.6 Мобилизация
По этому аспекту мы внесли только одно небольшое изменение в правила мобилизации войск. Если король требует от герцога мобилизовать войска, то он, таким образом, требует мобилизации не только личных войск герцога, но и войск его вассалов.
4 – Персонажи
4.1 Развитие ребенка
В систему персонажей внесен целый ряд изменений. Во-первых, теперь имеются ограничения по культуре, которые ребенок может получить, будучи рожденным в столичной провинции (в качестве противопоставления культурам родителей – прежняя формула, напомним – культура ребенка: это 70% вероятности унаследовать культуру отца, 15% — матери и еще 15% провинции, в которой находится столица), поэтому у родителей с германской культурой не будет детей-арабов только потому, что они владеют провинцией в Святой Земле.
Мы также удалили связь между значениями характеристик родителей и детей. То есть показатели здоровья и плодовитости определяются при рождении, тогда как остальные характеристики увеличиваются, или уменьшаются по мере взросления ребенка. Становясь на год взрослее, ребенок будет получать по одной из возможных характеристик. В крайнем случае, одна из них всегда будет увеличиваться на 1 единицу, однако всегда существует вероятность того, что какая-либо характеристика увеличится сразу на 2 единицы, или же все характеристики повысятся на 1 единицу. Самое интересное, что царствующий ребенок может оказаться куда менее способным, чем если бы он был взрослым, поэтому если ваш правитель умирает молодым, оставляя на троне своего несовершеннолетнего сына, то вам предстоит пара увлекательных лет впереди.
4.2 Новые черты
Мы добавили 18 новых черт персонажей, например: Отпрыск, Император, Шиит и Суннит. Новые черты Верноподданный, Мятежный и Королевство под угрозой добавят интриге внутренней дипломатии вашего королевства. Персонажи также могут ослепнуть или же дать обет безбрачия. Мы также добавили такие черты персонажей, как: Застенчивый, Общительный, Дружелюбный, Агрессивный, Упрямец, Бесхребетный, Романтичная натура и Прагматик. Дети также могут получить черту Одаренный ребенок, которая сулит в будущем целый ряд приятных выгод.
5 — Войны
5.1 Изменения в боевых действиях
Движок боевых действий претерпел изменения баланса, что должно придать сражениям более средневековый характер. Теперь потери боевого духа выше, а людские – ниже, что позволит вашим армиям поучаствовать не в одной битве.
5.2 Осады
В оригинальной версии Крестоносцев положение командующего осады определяло, кто в итоге сможет занять после осады провинцию. В адд-оне этот механизм был изменен. Поэтому если вы захотите перехватить осаду, необходимо, чтобы у вас было притязание на титул графа осаждаемого провинции.
5.3 Истощение
Ведя свои войска через нейтральные земли во время войны, вы обречены на огромные людские потери. Это обусловлено тем фактом, что вы не можете ни грабить местное население (так они не ваши враги), ни получить от них полную поддержку.
6 – Развитие владений
6.1 Стабильность
Наконец, мы ввели в адд-он параметр стабильности. Как и в предыдущих играх линейки ЕУ стабильность варьируется от +3 до — 3. Тем не менее, в отличие от Европы, стабильность в игре Крестоносцы: Так Хочет Бог! не имеет прямого влияния на ваше королевство, а значит, вы не можете вкладывать деньги в поддержание порядка в ваших владениях. Вместо этого стабильность меняется по событиям, и оказывает воздействие на другие события. Это зависит от целого ряда факторов. Богатый, но набожный правитель с хорошими чертами, живущий в мире с соседями и правящий небольшим личным леном и несколькими вассалами, не будет знать хлопот со стабильностью в своих владениях, тогда как его полная противоположность будет обречена на бесконечные восстания и смуту.
Стабильность влияет и на само ваше королевство и на провинции, его составляющие. В обоих случаях положительные события появляются тогда, когда в вашем государстве стабильность как никогда высока, а события с плохими последствиями происходят, когда стабильности в ваших пенатах нет.
Так при высокой стабильности провинция быстрее оправляется от разграбления и возвращается к процветанию, попутно быстрее расправляясь с заполонившими ее преступниками (которые, скорее всего, поостерегутся возвращаться туда, где высока стабильность и настолько жестокие порядки в отношении лихоимцев), тогда как при низкой или отсутствующей стабильности провинции обеспечены все круги ада. Тем не менее, вероятно самый важный эффект от стабильности – это скорость открытия и распространения новых исследований и технологий. Аналогичный эффект она оказывает и на ваши взаимоотношения с вассалами. При низкой стабильности в государстве (а, следовательно, при вашем слабом правителе) ваши вассалы выстроятся в очередь, чтобы потребовать от вас введения избирательного закона, чего не встретишь в стабильном королевстве
6.2 Восстания
Ну, теперь-то игнорировать восстания не получится. Отныне если ваша провинция контролируется мятежниками свыше одного года, то они смогут избрать любого местного дворянина своим лидером и передадут ему титул графа провинции. Предыдущий правитель, безусловно, получит право притязания на этот титул.
7 – Установки сценариев
Мы основательно переделали установки сценариев по вновь создаваемым титулам, воспользовавшись наработками популярных фанатских модификаций. Мы также обновили значительное число гербов, которые приняли более точный историчный вид.
Сценарии были полностью переработаны с учетом всех нововведений и исправления имевшихся до того неточностей.
8 – События
Мы добавили в адд-он ряд новых событий, некоторые из которых уже упоминались в других разделах. И хотя невозможно рассказать обо всех событиях, самые интересные из них – это, вероятно, цепочка событий об императоре. Могущественный католический король может теперь получить имперскую корону из рук понтифика, а вместе с тем заработать огромное количество престижа как себе, так и своей династии. Вместе с тем, императоры довольно быстро увязнут в различных конфликтах с папами за верховенство в западном христианском мире, так как самый могущественный светский правитель никогда не сможет ужиться с самым могущественным церковным владетелем. В дополнение ко всему, мы изменили и ряд старых событий, интегрировав в них новые черты и команды.