Основные изменения бета-патча 5.2 таковы: * Изменения баланса в целом: — Добровольное выделение вассала теперь убирает ваши щитки с его провинций. — Требование по миру убрать страну из сферы влияния теперь стоит 5 очков вместо 20. — ИИ, у которого почти не осталось МП, теперь будет более сговорчив к мирным переговорам. — Теперь гораздо труднее включить в свой состав большого униата. — Отказ от включения в состав теперь приводит к ухудшению отношений на 200 пунктов вместо 50. — Униат с другой культурой теперь будет немного снижать отношения со своим старшим партнёром. — Лимит цены мануфактуры теперь зависит от числа провинций (1 мануфактура на 8 провинций), а не от числа рекрутов. — Эффективность торговли, производства и модификаторы дохода от торговли более не могут быть больше 200%. — Повстанцы теперь пополняются в два раза медленнее, и будут исчезать на островах, если у них недостаточно сил, чтобы взять местную крепость. — Бонус "Соседство с кочевниками" теперь даётся лишь за соседство с любой кочевой ордой, а не в зависимости от числа соседствующих с ними провинций. — Теперь можно отправлять колонистов на территорию кочевников, которые граничат с вашими вассалами. * Боевая система: — Лимит снабжения в провинции теперь изменяется от 100% до 125% в зависимости от отношений с провинцией. Контроль над провинцией, военный союз, проход войск дают +10%, владение провинцией даёт +25% — тогда как раньше это было +400% и +500% соответственно. Но при этом увеличен базовый лимит снабжения, и очень сильно (в несколько раз). — При вычислении потерь от снабжения для вашей армии больше не принимаются в учёт вражеские войска, отступающие из провинции. — В 5 раз уменьшено базовое число рекрутов (от провинций), и, соответственно, прирост числа рекрутов. — При этом в 2.5 раза (в ДАМПе, в ванилле в 5) увеличен максимум числа рекрутов. — Армии теперь пополняются примерно на 50% медленнее, чем раньше. Маневренность командующих теперь имеет гораздо более важное значение на вражеской территории, чем раньше. — За каждый уровень маневренности у командира армии теперь получают бонус в 10% к пополнению. Максимум пополнения в безопасных родных провинциях не может быть больше 200%. — Теперь все страны получают определённое базовое число рекрутов (в ДАМПе оно равно 1000, в ванилле 400). Прирост числа рекрутов более не может быть ниже 100 солдат в месяц. — Уничтоженные армии возвращают 50% своего МП обратно в пул рекрутов (нуждается в проверке). — Роспуск полка возвращает 50% оставшегося в нём МП обратно в пул рекрутов (не найдено подтверждение этому в игре, несмотря на то, что в описании патча про это сказано). — Защита крепости теперь изменяет уровень тактики (и, значит, потери в бою) на 50% от своего значения для обороняющегося (принимаются во внимание и защита крепости в целом, и защита крепости в провинции). — Добавлен механизм по прикреплению собственных подразделений к армиям/флотам других держав (союзных, в одной войне, армии/флоты находятся в одной провинции). Такие «прикреплённые» подразделения будут копировать действия той армии/флота, к которой они прикреплены. — Теперь можно объединять подразделения в одну армию, даже если они движутся. — Больше нельзя заменять лидеров в движущихся армиях/флотах. — Рост военной усталости за потери от снабжения и битвы увеличен на 20%. — Влияние потерь от снабжения на военную усталость теперь правильно зависит от лимита армии. — Оккупация провинций более не снижает лимит армии. — Прирост гарнизона более не может быть отрицательным. — Модификатор "Национальная оборона" больше не действует, если вы находитесь в любой другой наступательной войне. — Очки за битвы теперь зависят от общего количества убитых в сражении войск. — Базовый прирост традиций от боевых действий увеличен на 33%. — Традиции теперь уменьшаются вдвое, если вы сражаетесь с кем-то, у кого армия меньше вашей. — Больше нельзя разделять армии, погруженные на корабли. — Увеличен прирост пополнения в провинциях, имеющих линию снабжения из крепостей к дружественной территории, до 100% + маневренность лидера (нуждается в проверке). — Morale splash damage is now 10% of before (непонятно, что это значит). — Исправлен минимум стоимости содержания флота. * Сухопутные сражения: — Увеличен урон боевому духу в сухопутных сражениях. — Армии больше не будут уничтожаться, если они прибывают в провинцию, где уничтожается другая армия (не совсем ясно, что это значит). — Штурмы больше нельзя отменять вручную. — Штурмы теперь будут несколько более кровавыми. — Урон в живой силе в бою уменьшен на 50%. * Морские сражения: — Нормализован алгоритм относительного урона в морском сражении, теперь с течением времени он должен быть более-менее постоянным. То есть морские битвы во все времена должны приводить к примерно одним и тем же результатам. — Корабли теперь гораздо реже будут атаковать вместе один корабль противника. — Корабли будут в первую очередь пытаться атаковать сходные по типу и свойствам корабли противника — Уменьшен урон, наносимый кораблям в бою, на 20%. — Увеличены в два раза шансы на обстрел противника при низком выборе позиции. — Штраф в максимум выбора позиции теперь зависит от числа пушек вашего лучшего линкора. — Минимум выбора позиции теперь может быть ниже 0, тогда как маневренность теперь увеличивает позицию до штрафов. — Выбор позиции теперь не может быть ниже маневренности лидера. — Эскадры теперь могут быть заставлены отступить обратно в порт до истечения первых 12 дней битвы, если у них будет низкий боевой дух. — Теперь можно захватывать в бою только те суда противника, у которых практически нулевой боевой дух. — Исправлены потери от снабжения, когда корабли находятся в одной провинции. — Не находящиеся на патрулировании суда не будут пытаться перехватить вражеский флот, если они сами перемещаются и/или везут войска. — Шанс на перехват вражеского флота, стремящегося этого избежать, зависит от маневренности лидеров и соотношения фрегатов во флоте. — Пытающиеся высадиться с кораблей армии будут оставаться на месте до тех пор, пока перевозящий их флот находится в бою. — Если флот, пытавшийся выгрузить войска на сушу, вступил в бой и был вынужден отступить, то теперь высадка будет автоматически отменяться.